Находим рыночную нишу для своего бизнеса в 6 этапов

Как в 6 этапов найти рыночную нишу для своего бизнесаЕсли в голове уже сформировалась идея, на чем вы можете заработать, прежде чем, выходить на рынок, необходимо продумать, какой является ваша ниша, кто ваши клиенты, что конкретно вы можете им предложить.


Для начала стоит решить, кто ваш покупатель — рядовой потребитель или другие компании. К примеру, если вы открываете интернет-магазин игрушек, однозначно ваша аудитория — частные лица. С другой стороны, если вы собираетесь торговать синтепоном или фурнитурой для мягко-набивных игрушек, основными заказчиками для вас будут фабрики игрушек, мастерские, возможно, магазины товаров для творчества и рукоделия, то есть вы будете работать с юридическими лицами. И, наконец, если наладить производство и достаточно расширить ассортимент, можно открыть и свой магазин товаров для творчества, в таком случае можно ориентироваться как на потребительский, так и корпоративный рынки.


Важно понимать, что ни один вид бизнеса не может охватить все сегменты рынка и дать потребителям все, чего они могут пожелать. Перед тем, как открыть свое дело, важно максимально четко определиться со своей нишей или создать ее самостоятельно, тем более, если это малый бизнес. Некоторые крупные компании работают сразу в нескольких нишах, к примеру, марка Henkel известна продукцией трех направлений: косметика, чистящие средства и клеящие технологии. Однако в косметике разработчики компании делают упор на средства для ухода за волосами, делая акцент на еще более узком сегменте — средства для фиксации и завивки. Даже таким гигантам как этот мировой производитель необходима своя четко определенная ниша, а в данном случае их несколько. Однако, многие самоуверенные предприниматели, успев поднатореть в одном деле, пытаются охватить как можно больше направлений, считая, что смогут держать марку везде. Это очень рискованно, сильной стороной любого бизнеса всегда будет некая узкая специализация.


Таким образом, поиск ниши на рынке является ключевым моментом в организации бизнес-плана до запуска всего рабочего процесса. Каждая конкретная ниша в полной мере отвечает возможностям фирмы, ценовой политике и многим другим факторам.


Проанализируйте свою бизнес-идею в шесть этапов:


1. Максимально четко "нарисуйте" портрет клиента


Абсолютно неэффективным будет решение пытаться привлечь внимание всей аудитории и строить деловые отношения со всеми. Правильнее ясно обозначить границы своей "территории", в том числе географические, гендерные, социальные. Не создав ориентировочный портрет своего клиента, невозможно начать общение с ним и сделать адресную презентацию своего продукта. Подстраиваясь под интересы каждого без разбора, можно надорваться, истратив силы и средства, не получив ожидаемой прибыли. К тому же, такие пространные ориентиры сбивают с толку и самих клиентов.


Определяйтесь с выбором потребителя как можно конкретнее. Сейчас мало сказать, что твой покупатель — "женщина средних лет", важно понимать, каков уровень ее доходов, семейное положение, где она живет, как часто она использует товары, подобные вашему продукту. Так же сложно охватить потребности большого числа компаний, работающих в одной сфере. Лучше выбрать несколько по общим признакам: где они расположены, что продают или производят, сколько они зарабатывают и каковы наиболее успешные пути сбыта выбрали.


2. Посмотрите на мир глазами потенциального клиента


Идеальный вариант узнать, чего хочет твоя аудитория — пообщаться с ней, выяснив ее цели и задачи, а также проблемы, которые мешают результативно решать задачи. Разведав ситуацию, вы посмотрите на мир глазами этих людей или фирм и поймете, как вам нужно выстраивать свою стратегию.


3. Определитесь, что конкретно вы продаете


Розничная продажа спортивной одежды — довольно широкая сфера бизнеса, она, конечно, дает представление об области вашей деятельности, но недостаточна для успешных продаж. А, к примеру, "торговля одеждой и обувью для занятий танцами" значительно уже и конкретнее определяет вашу нишу. Ассортимент можно дополнить маленькими аксессуарами, вроде щеток для танцевальной обуви или каблуков-протекторов. Все это человек, увлекающийся танцами, вряд ли нашел бы в обычном спортивном магазине. Помните: нельзя угодить всем (пусть футболисты и боксеры пройдут мимо вас), нужно выбирать узкую специализацию (зато все танцоры — любители и профессионалы, а также их тренеры — придут именно к вам).


Чтобы правильно сфокусироваться, можно сделать следующие пять шагов:



  • вспомните, что вам удается делать наиболее качественно;

  • выделите свои самые сильные стороны в каждом из вариантов;

  • каковы ваши конкретные успехи;

  • какой наиболее ценный опыт вы получили из предыдущей деятельности;

  • поищите вокруг образцы делового поведения, которое больше всего нравится вам.


Анализируя таким образом, вы придете к логичному выводу о вашей нише. Допустим, вы приобрели большой опыт в организации экскурсий в регионе, затем какое-то время занимались пассажирскими перевозками. Возможно, ваша ниша окажется на стыке этих двух областей, это могут быть транспортные услуги для туристических фирм.


4. Проверьте правильность выбора ниши


Теперь важно комплексно рассмотреть, что вы можете делать хорошо и чего от вас ждет будущий заказчик. Чтобы ваши возможности оправдали ожидания клиента, спросите себя: "Интересует ли то, что вы делаете кого-нибудь еще?" "Насколько это перспективно?" "Делает ли кто-то что-то подобное либо вы предлагаете уникальный продукт?" "Возможно, ли развивать это предприятие, увеличивая объемы товарооборота или производства, ассортимент и, следовательно, доходы?" "Все ли вы детально продумали?"


Чтобы проверка была максимально точной, попробуйте выставить оценки по каждому из пяти пунктов. Может выясниться, что вы не предусмотрели какой-то мелочи в старте компании, тогда придется пересмотреть все остальное и скорректировать общий план либо снова искать что-то другое.


5. Предложите публике "пробник"


Когда вы убедились, что ваш продукт прекрасно совпадает с выбранной нишей, проведите испытание в реальных условиях. Аудитория должна реально купить и попробовать ваш товар или услугу. Действительно ли они так хороши, как вы думали? Эксперимент необходимо рассчитать так, чтобы он не был слишком затратным.


6. Пора браться за дело


Если вы ответственно подошли ко всем предыдущим этапам, вас не должны волновать непосредственный старт проекта и разработка вашего веб-сайта. Хотя, большинство на этом этапе ощущает мандраж. Это лишнее: вспомните, ведь вы продумали все плюсы и минусы, предусмотрели возможные потери, пришло время воплотить в жизнь вашу идею. По-хорошему, вы уже представляете себе выход на рынок и готовы работать.

Домены
Расскажите о нас друзьям